Роль учителя в современном мире трудно переоценить.
Роль учителя в современном мире трудно переоценить. Именно он сеет разумное, доброе, вечное в душах и сердцах детей, воспитывает чувство патриотизма у молодого поколения и формирует мировоззрение юных граждан Беларуси. Для повышения престижа и статуса педагогической профессии, эффективности взаимодействия участников образовательного процесса с 1 сентября 2022 года в школах вводятся 10 «золотых» правил педагога.
О необходимости разработать «кодекс» для учителей министр образования заявил еще в конце 2021/2022 учебного года. Реализация не заставила себя долго ждать: 10 июня 2022 года главой ведомства подписан приказ №401, которым утверждены правила педагогических работников.
В документе отмечается, что «государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации». Из этого следует, что все участники образовательного процесса должны уважать честь и достоинство педагогических работников.
Учителям же предписано руководствоваться в работе 10 правилами:
Реализовывать государственную политику в сфере образования.
Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.
К слову, ранее министр образования Андрей Иванец заявил, что с нового учебного года у каждой школы появится своя форма и отличительный знак.
ИНСТРУКЦИЯ об организации пропускного режима
Регламент взаимодействия классного руководителя с администрацией и педагогами и иными сотрудниками образовательной организации
1. Общие положения
Руководитель класса ориентирована на удовлетворенность обучающихся, их родителей (законных представителей) качеством и условиями образовательного процесса, положительную динамику образовательных результатов каждого обучающегося. Для достижения результата руководитель класса осуществляет анализ, планирование, организацию и регулирование деятельности коллектива педагогов (педагоги общего и дополнительного образования, иные специалисты), работающих с вверенным классом обучающихся.
Настоящий регламент составлен с целью обеспечения эффективного взаимодействия участников образовательных отношений: руководителя класса, администрации, педагогов общего и дополнительного образования, иных специалистов образовательной организации, и обязателен к соблюдению всеми участниками взаимодействия.
2. Основные правила взаимодействия участников образовательных отношений
2.1 Руководители класса, выстраивая взаимодействие между обучающимися вверенного класса и их законными представителями, с одной стороны, и педагогами, и администрацией образовательной организации, с другой стороны:
2.1 осуществляет модерацию любых обращений родителей (законных представителей) обучающихся и самих обучающихся в администрацию и к педагогам;
2.2 перед началом учебного года знакомится с планами общешкольных, межрайонных, окружных, городских мероприятий на предстоящий учебный год, локальным актом, определяющим перечень, сроки и формы предоставления администрации информации о работе по координации образовательного процесса в вверенном классе, согласовывает с заместителями руководителя образовательной организации участие в предстоящем году вверенного класса в реализации планов общешкольных, межрайонных, окружных, городских мероприятий;
2.3 координирует работу педагогов, иных специалистов образовательной организации с обучающимися вверенного класса;
2.4 информирует педагогов общего и дополнительного образования, иных специалистов образовательной организации об индивидуальных особенностях развития и семейного воспитания обучающихся, избранных ими образовательных траекториях;
2.5 регулярно получает от педагогов и доводит до сведения родителей (законных представителей) информацию о динамике образовательных результатов каждого обучающегося по программам общего и дополнительного образования, внеурочной деятельности, а также конфликтных ситуациях или нарушениях, участниками которых являются обучающиеся вверенного класса;
2.6 своевременно информирует администрацию образовательной организации и педагогов о проблемных ситуациях, разрешение которых требует их участия; привлекает заместителей руководителя, любых специалистов образовательной организации для решения конфликтных ситуаций, улучшения динамики образовательных результатов обучающихся вверенного класса;
2.7 получает от заместителей руководителя образовательной организации информацию о предстоящих изменениях в содержании, формах и условиях осуществления образовательного процесса в вверенном классе и своевременно доводит ее до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей);
2.8 участвует в организации диагностик в вверенном классе, включая государственную итоговую аттестацию;
2.9 на основе анализа качества образовательных результатов, сложившихся в классе межличностных отношений участников образовательного процесса, запросов родителей (законных представителей) обучающихся вносит руководителю образовательной организации, заместителям руководителя предложения об изменении содержания, форм образовательного процесса, условий его проведения, в том числе замене педагогов, эффективном использовании ресурсов школьной и внешкольной образовательной социокультурной среды для обучающегося вверенного класса и своевременно получает информации о принятых решениях;
2.10 участвует во встречах руководителя образовательной организации, его заместителей, педагогов и иных специалистов с обучающимися вверенного класса и их родителями (законными представителями);
2.11 по итогам учебного года (учебного периода) получает объективную оценку эффективности своей деятельности.
3. Заместители руководителя образовательной организации, взаимодействуя с классным руководителем:
3.1 Информируют руководителя класса о предстоящих изменениях в содержании, формах и условиях осуществления образовательного процесса в вверенном классе;
3.2 Перед началом учебного года информируют руководителя класса с планом общешкольных, межрайонных, окружных, городских мероприятий на предстоящий учебный год;
3.3 Своевременно получают от руководителя класса информацию о проблемных ситуациях в классе, участвуют по запросу руководителя класса в разрешении конфликтных ситуаций в вверенном классе;
3.4 Получают от руководителя класса информацию об индивидуальных особенностях развития и семейного воспитания обучающихся, избранных ими образовательных траекториях;
3.5 Рассматривают внесенные руководителем класса предложения об изменении содержания, форм образовательного процесса, условий его проведения, в том числе замене педагогов, об эффективном использовании ресурсов школьной и внешкольной образовательной социокультурной среды для обучающихся вверенного класса и своевременно принимают в рамках своей компетенции решения по внесенным предложениям, информируют о них руководителя класса;
3.6 До начала учебного года локальным актом определяют перечень, сроки и формы предоставления руководителем класса информации о работе по координации образовательного процесса в вверенном классе;
3.7 Привлекают руководителя класса к организации диагностик в вверенном классе, включая государственную итоговую аттестацию;
3.8 Проводят встречи с обучающимися класса и их родителями (законными представителями) с участием в них руководителя класса.
4. Руководитель образовательной организации, взаимодействуя с руководителем класса:
4.1 Обеспечивает соблюдение данного регламента всеми участниками образовательных отношений;
4.2 Не допускает вмешательство членов администрации, педагогов, иных специалистов образовательной организации в деятельность руководителя класса без веских на то оснований, запроса самого руководителя класса или указания руководителя образовательной организации;
4.3 Анализирует, обеспечивает объективную оценку эффективности деятельности руководителя класса, в случае необходимости, вносит в нее коррективы и отменяет принятые руководителем класса в рамках своей компетенции решения;
4.4 Не допускает без участия руководителя класса проведение администрацией, педагогами и иными специалистами образовательной организации встреч с обучающимися вверенного класса и их родителями (законными представителями)
5. Педагоги, иные специалисты образовательной организации, работающие в классе, взаимодействуя с руководителем класса:
5.1 Предоставляют руководителю класса информацию о динамике образовательных результатов обучающихся класса по программам общего и дополнительного образования, внеурочной деятельности, а также об активности обучающихся в образовательном процессе;
5.2 Незамедлительно информируют руководителя класса о нарушениях и конфликтных ситуациях, участниками которых являются обучающиеся вверенного ему класса;
5.3 Оказывают эффективное содействие руководителю класса в разрешении конфликтных ситуаций, улучшении динамики образовательных результатов обучающихся класса.