Что необходимо для нормального становления речевой деятельности? Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка:
Овладение речевой деятельностью предполагает:
Речь в своем развитии проходит определенные этапы. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша. Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать Вам. Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности. Основания для беспокойства: Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих. 7-10 МЕСЯЦЕВ Ребенок вступает в общение со взрослым и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет - повторение за взрослым и самолепет - собственная речевая активность. С 9 месяцев ребенок начинает понимать простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослым, активно используя игрушки. Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет повторения за взрослым), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий. 10-12 МЕСЯЦЕВ Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав, бах, дай и др). 1-3 ГОДА После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи. Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека - девочка, пику - купи, пэха - хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет - я не хочу. В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением "я").Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок. 4-5 ЛЕТ Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака-пес, пачкать-грязнить, смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный-горячий, улыбаться-хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах). 5-6 ЛЕТ К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает: самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);звуковой формой слов;значением слов;грамматическим строем речи.Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи - чтению и письму.
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
|