И.В. Рощина (Минск, ГУО «Минский областной ИРО»)
СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Слово «визуализация» происходит от латинского visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный.
В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.
Необходимость визуализации информации на современном уроке языка и литературы обуславливается еще и тем, что у нынешних учащихся, живущих в информационном обществе, формируется так называемое «клиповое мышление», т. е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, так как позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока языка и литературы: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и др.
Однако сегодня с развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации — инфографика, интеллект-карты (логикосмысловые модели), облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде (например, большинство заданий в Learning Apps), интерактивные презентации и др.
Задачи визуализации — представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.
|