Визуализация учебной информации
|
Визуализация учебной информации Сорока О.Г., Васильева И.Н. Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении. Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев высказывали идеи о тесной связи использования особой наглядности в процессе формирования понятий и развитием внутренних идеальных психических процессов обобщения, абстрагирования, систематизации и т. п. Необходимость обучения младших школьников моделированию и созданию знаковой наглядности в процессе освоения теоретических понятий подчеркивалась В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным. Л.В. Занков исследовал влияние использования графической наглядности на развитие мышления учащихся и овладение ими теоретическими знаниями, способы сочетания наглядности и слова учителя и выявил наиболее эффективные из них для активизации мыслительной деятельности учащихся. Л.Я. Зорина раскрыла связь между применением схематической наглядности и систематичностью знаний учащихся. Н.С. Рождественский и Т.Г. Рамзаева считали, что широкое использование схем, таблиц, выделение языкового материала шрифтом, цветом, особыми значками приобретают большое значение на всех этапах обучения и особенно при обобщении. Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении младших школьников. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.
Преимущества визуализации в обучении: Визуализация:
Техники визуализации в образовательном процессе
Предлагаемую читателям статью мы посвятим рассмотрению вопроса использования инфографики в образовательном процессе Что такое инфографика и зачем она нужна? Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок использовались человеком с давних времен: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы, и даже работа Микеланждело Буанаротти — роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме (рис. 1). Рис. 1. Пример графического представления информации XX век по праву можно назвать текстовой цивилизацией. В XXI веке мы становимся свидетелями становления цивилизации изображений. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: нас окружают схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей Несвижа), карты (например, карта города Минска с достопримечательностями), пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это — наглядное представление информации, но инфографикой они не являются. Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде. Так, например, приведѐнная ниже инфографика (цифровой плакат) заменяет многостраничное описание результатов онлайн-исследования «Юный интернетпользователь 2013», которое было проведено Лигой безопасного интернета, МТС и «Лабораторией Касперского»(см. рис. 2) [1]. Рис. 2. Инфографика. Юный интернет-пользователь в 2013 году (источник: Лига безопасного интернета; тема: Правила безопасности в сети) Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики. Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогаминоваторами еще в советские времена. Так, например, известную технологию опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова по формальным признакам можно сравнить с инфографикой. В основу методики В.Ф. Шаталова было положено развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов), а так же сжатое изложение учебного материала по опорному плакату — озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними (см. рис. 3) [2]. Причѐм смысл опорных сигналов был известен лишь непосредственным участникам образовательного процесса и самостоятельное изучение материала по «чужому» опорному конспекту было весьма затруднительным. Рис. 3. Опорные схемы В.Ф. Шаталова Идеально же выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причѐм весьма эффективно. Инфографика позволяет ―говорить‖ с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления младшего школьника, так и особенностям восприятия информации. Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия. Разновидности инфографикиПо характеру представляемых данных различают такие категории инфографики [3]:
По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды [4]:
По типу источника различают 3 основных вида инфографики:
В образовательном процессе используется инфографика следующих типов: инструкция (см. http://goo.gl/lIflgz, рис.4), памятка (см. https://goo.gl/wVs4sK, рис.5), плакат (см.http://goo.gl/NQcx7e, рис. 6), путеводитель (см. http://goo.gl/Lxaryw, рис.7), статистика (см. http://goo.gl/xQtuJz, рис.8). Рис. 4. Рис. 6 Рис. 7 Методика использования инфографикиРабота с инфографикой может идти в двух направлениях:
В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся перелагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации. Также можно предлагать задания на функциональное чтение:
Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок педагог должен ответить на 4 вопроса:
Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн. Процесс создания инфографики включает следующие этапы:
Можно выделить следующие направления в использовании инфографики в образовательном процессе:
Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя понять тему, проблему ученикам с разным уровнем знаний и способностей. Методы визуализацииБолее 100 различных методов визуализации информации описали в своей работе ―Towards A Periodic Table of Visualization Methods for Management‖ (В направлении периодической таблицы методов визуализации для управления) Ralph Lengler и Martin J. Eppler (режим доступа: http://www.visualliteracy.org/periodic_table/periodic_table.pdf). Периодическая таблица построена по двум направлениям: периоды и группы. Периоды отражают сложность визуализации, группы – область применения. Авторы выделили 6 периодов: Data Visualization (визуализация данных)Методы, которые позволяют визуально представить количественные данные в схематичной форме для группировки, сравнения и представления данных. Information Visualization (визуализация информации)Методы перевода данных в изображение, схему; использование интерактивных визуальных представлений данных для усиления познания. Текст переводится в формат рисунка, схемы. Concept Visualization (визуализация концепций)Методы анализа проблем, концепций, идей, планов, направляемых шаблонами и правилами составления визуализации. Например, концептуальные карты или диаграммы Ганта. Metaphor Visualization (визуализация метафор)Эффективные и простые шаблоны для передачи сложных идей. Визуальные метафоры позволяют графически организовать и структурировать информацию и отобразить ключевые характеристики используемой метафоры. Strategy Visualization (визуализация стратегий)Методы предполагают систематическое использование дополнительных визуальных представлений для повышения качества анализа, для разработки плана, организации взаимосвязи компонентов и субъектов и реализации плана. Compound Visualization (комплексная визуализация)Это могут быть сложные карты знаний, которые содержат схематические и метафорические элементы, концептуальные мультфильмы, содержащие количественные графики, или интерактивный плакат, сочетающий в себе разные приемы визуализации информации. Интерактивная версия таблицы с примерами каждого метода инфографики доступна по ссылке: http://www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html. Сервисы для создания инфографикиhttps://infogr.am/ http://creately.com/ http://piktochart.com/ http://visual.ly/ Подробные инструкции по работе с сервисами читайте на национальном образовательном портале (http://adu.by) в разделе «Электронное обучение» – «Дистанционный всеобуч для учителя». Сайты с готовой инфографикойhttp://ria.ru/infografika– сайт Агентства РИА Новости http://infogra.ru/– сетевое сообщество дизайнеров, инфодизайнеров и визуализаторов. http://mercator.ru/– сайт компании ―Меркатор‖ (см. раздел ―Инфографика‖). http://ed-today.ru/infografika – примеры инфографики по проблемам образования. http://infographics.wciom.ru/– инфографика Всероссийского центра изучения общественного мнения. Статьи по теме Кубрак Н. Инфографика в образовании. – Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/uploads/files/Kubrak_NV.pdf Кубрак Н. Инфографика как результат представления ученического исследования. – Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_117/cd_site/articles/art_1_4.htm Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н., Лапухова О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. – 2014. – № 11. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. – 2010. – №2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vizualnoy-kommunikatsiiinfografika-i-metadizayn. Список использованных источников
В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.
|