Официальный веб-сайт государственного учреждения образования

«Cредняя школа № 72 г. Гомеля»

  Режим работы школы
Пн-пт (7:30-20:00)
Суббота (8:00-20:00)
Воскресенье (выходной)
 

г. Гомель, ул. Мазурова, 77а,

телефон/факс приемная: 

56-15-94

school72@gomel.centroo.by

 


ГОМЕЛЬСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ:

   

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:


Участие в экспериментальном проекте "Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования"
СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

И.В. Рощина (Минск, ГУО «Минский областной ИРО»)

 

СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Слово «визуализация» происходит от латинского visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный.

В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.

Необходимость визуализации информации на современном уроке языка и литературы обуславливается еще и тем, что у нынешних учащихся, живущих в информационном обществе, формируется так называемое «клиповое мышление», т. е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, так как позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока языка и литературы: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и др.

Однако сегодня с развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации — инфографика, интеллект-карты (логикосмысловые модели), облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде (например, большинство заданий в Learning Apps), интерактивные презентации и др.

Задачи визуализации — представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.

Рассмотрим некоторые современные средства визуализации урока.

 

Облако слов или тегов (англ. tagcloud, wordcloud, wordle) — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Облако слов на сайтах устроено по принципу гиперссылок, где слово имеет тем больший размер в облаке, чем чаще оно встречается на сайте. Встречаются облака, в которых важность слова подчеркивается цветом. Таким образом, на сайтах облако слов всегда подвижно и изменяется в размерах и по цвету по мере публикации новых материалов на сайте.

Однако сегодня область применения облака слов изменилась. Вопервых, словами, из которых формируется облако, теперь могут быть не только гиперссылки. Можно взять любой текст и с помощью специальных программных средств (например, Tagxedo.com, Tagul.com, Wordle.net) превратить его в облако слов. Во-вторых, облака слов нашли применение во многих других сферах, в том числе в сфере образования.

Каким образом учитель языка и литературы может использовать облака слов в своей работе? Существуют различные способы:

  • как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
  • для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге);
  • для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации);
  • для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.);
  • как визуализацию критериев оценивания чего-либо; для представления результатов опроса или обсуждения и др.

Приведём несколько конкретных примеров использования облака слов учителями на уроках русского языка и литературы:

ü     задание «Сформулируй тему урока» –в облако включить слова по теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;

ü     задание «Угадай автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;

ü     задание «Собери имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений либо одного крупного произведения, можно добавить лишних персонажей для исключения;

ü     задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые раскрывают, какие чувства испытывает автор либо герой произведения;

ü     задание «Облако признаков» — собрать в облако слова, которые описывают какой-либо предмет, явление, событие, героя;

ü     задание «Облако синонимов» — представить синонимический ряд в виде облака;

ü     задание «Собери стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;

ü     задание «Угадай пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;

ü     задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;

ü     задание «Найди лишнее слово» позволяет организовать работу на выявление слов с ошибками в написании, либо на выявление слов-

исключений, выявление слов на другое правило и т.п.;

ü     задание «Составь предложение», используя как можно больше слов из облака;

  • на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;
  • на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;
  • на любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;
  • во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций» и т.д.

«Лента времени» (англ. timeline) — это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.

Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам, хотя традиционно ассоциируется только с уроком истории.Тем не менее, использовать ленту времени можно на любых уроках, например, литературы. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала какой-либо хронологии. Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, развитие литературного процесса на протяжении определенного отрезка времени, развитие литературного персонажа, если в произведении его характер раскрывается на достаточно продолжительном временном отрезке и т.п.

Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество, события из мира музыки, живописи, архитектуры, а также можно добавить важные научные открытия, пришедшиеся на тот или иной период. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания в различных областях.

Фотоколлаж — еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель.

В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.

При создании фотоколлажей используются различные визуальные приемы, которые позволяют сделать итоговую картинку яркой и запоминающейся: наложение одного изображения на другое, совмещение нескольких изображений в одном, представление фото в виде мозаики или пазла, вставка яркой подложки, всевозможные рамочки, фигуры, линии и т.п.

Создавать фотоколлажи можно как вручную, так и на компьютере с помощью специальных программ или онлайн-сервисов (Photovisi.com,

CreateCollage.ru, Avatan идр.).

Для создания фотоколлажа с уникальным дизайном целесообразно использовать Photoshop (или другой графический редактор). Однако на такую «ручную» работу может уйти достаточно много времени.

Сегодня онлайн-сервисы с уже готовыми шаблонами позволяют создать коллаж за считанные минуты. Достаточно вставить необходимые фотоизображения в выбранный шаблон и нажать кнопку «создать» («сгенерировать»). Полученный продукт можно скачать на компьютер, выслать по электронной почте или поделиться им в соцсетях с друзьями.

Поскольку фотоколлаж априори является яркой картинкой, привлекающей к себе внимание, его можно использовать везде, где требуется презентация кого- или чего-либо:

  • фотоколлаж целого класса или отдельной группы учащихся, например, победителей конкурсов, соревнований, участников форума или пленера (на сайте, в блоге, в мультимедийной или видеопрезентации, на доске объявлений в школе и т.п.);
  • результаты образовательного или воспитательного проекта, коллективной работы, отдельных работ, представленных на выставках изобразительного искусства, декоративно-прикладного, технического

творчества и т.п.;

  • на уроках при ознакомлении с новым материалом, при подведении итогов, в любой учебной ситуации, где требуется представить какие-то продукты образовательной деятельности;
  • в портфолио учащегося или учителя;
  • в поздравительных открытках, газетах-молниях; в работе школьных музеев и галерей детского творчества.

Помимо того, фотоколлаж можно использовать и как инструмент для организации большого количества визуальной информации.

И еще одна сфера применения фотоколлажа — это создание разножанровых графических произведений, которые затем можно использовать на уроках языка и литературы, в воспитательной работе. Задания для учащихся такого плана позволят им при организации графической информации систематизировать в современном виде иллюстрации к художественным произведениям; жизненный путь писателя (в том числе его путешествия), персонажей его произведений и др.

Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизация учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передача знаний и распознавание образов, повышение визуальной грамотности и визуальной культуры. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.